Главный врач считает, что генеральную уборку перевязочного кабинета должна делать сама медсестра перевязочной. Медсестра настаивает, чтобы ей в помощь дали санитарку. Кто прав?
Ответ на вопрос надо искать в квалификационных характеристиках по должностям медсестры процедурной и санитарки. В характеристике по должности медсестры перевязочной сказано, что она «осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции», «осуществляет систематический санитарно-гигиенический контроль за помещением перевязочной», а также «инструктирует младший медицинский персонал перевязочной и контролирует его работу».
Из приведенных извлечений становится ясно, что, раз медсестра осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении перевязочной, значит, на ней лежит и обязанность по проведению генеральной уборки. Однако из контекста мы можем сделать вывод, что ей в помощь придан младший медперсонал, который она «инструктирует и контролирует». В самом деле, генеральная уборка в помещениях с особым режимом чистоты состоит из работ двух уровней сложности. Часть работ требуют сестринской квалификации: уборка в шкафчиках, отключение и перемещение оборудования, контроль режимов обработки. После того, как это сделано, наступает время неквалифицированного труда – мытье, стен, потолка и полов. Его выполняет санитарка, которая, согласно квалификационной характеристике, «производит уборку помещений в медицинской организации». При этом ее работу должна контролировать медсестра.
Особо следует подчеркнуть, что поскольку перевязочный кабинет – помещение с особым режимом работы, то уборки в нем осуществляется специально обученным персоналом медицинской организации. Таким образом, медсестра перевязочной и санитарка должны пройти специальное обучение.
ГОСТ Р ИСО 14644-5-2005 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды» предусматривает специальный допуск персонала к уборочным рабам. В нем, в частности, сказано, что каждый вид работ по уборке, в том числе и генеральная уборка, должен выполняться определенным специально обученным персоналом, допущенным к этим работам. Согласно п. 4.6 ГОСТ Р ИСО 14644-5-2005, руководителем организации должен быть утвержден регламент уборки. Он должен включать следующие пункты:
- ответственное лицо
- кто и какой вид работ осуществляет
- в каких помещениях
- с какой периодичностью и др.
Необходимый перечень вопросов, которые следует отразить в регламенте, отражен в справочном приложении F вышеуказанного ГОСТа. Справедливости ради следует заметить, что в широкой практике медорганизаций этот ГОСТ де факто не используется.
Итак, генеральная уборка – обязанность медсестры, которую она выполняет с помощью санитарки. На практике таких санитарок в штате отделений нет, хотя соответствующие ставки должны быть предусмотрены штатным расписанием. Во многих медицинских организациях сложилась устойчивая практика вменять санитарские обязанности медсестре, не спрашивая ее об этом и не доплачивая ей за эту работу, полагая, что ее сестринская нагрузка позволяет выделить рабочее время на санитарскую работу. Однако, если медсестра перевязочной выполняет свою сестринскую норму труда и считает работу за санитарку дополнительной нагрузкой, ей следует добиваться дополнительной оплаты или требовать выделения ей в помощь санитарки. Трудовой кодекс и ЕКС – на ее стороне.